(Окончание.
Начало в № 40 от 17.11.2011г.)
Молитва
не может быть обращением к бездушным предметам, ибо они не слышат и не в
состоянии духовно помочь. Конечно, существуют святые предметы, то есть освященные благодатью Божией. Но, когда батюшка,
например, освящает воду, то, осеняя ее крестом, он обращается все-таки к Богу: «Ты,
Господи, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».
Обращаясь в специальной молитве к животворящему Кресту, мы обращаемся тем самым
к распятому Господу. Для христианина молитва есть златая связь с Богом, она –
жизнь нашей души и сокровищница всевозможных благ, потому что в ответ на
горячую молитву Господь наделяет христианина Своими милостями.
Всякий
заговор соответствует вообще идее оккультизма, колдовства. В колдовстве
человек пытается удовлетворить свои индивидуальные, корыстные желания, не
соизмеряя их со своим вечным спасением. Он хочет сейчас и здесь добиться
успеха, хорошего урожая, удачи в личных делах, благосклонности любимого
человека, отмщения врагу и т.д., не задумываясь, спасителен ли сам способ,
согласуется ли преследуемая цель с волей Божией. Это желание достичь «своего»
любыми средствами, пусть даже с ущербом для своей будущей участи, – вот главная
идея всякого заговора или заклинания. В молитве же человек, даже испрашивая
что-то очень важное в смысле земном, все равно вверяет себя в руки Божии,
предает исполнение просимого Богу, исходя из принципа: а будет ли просимое
полезно, не помешает ли оно духовному преуспеянию человека, соответствует ли
оно воле Божией?
Если
молитва есть просьба, обращенная к Богу, Пресвятой Богородице или святым, и,
значит, молитва предполагает добровольность отклика, то произносящий заклинание
не ждет ни от кого ответа: само заклинание считается имеющим принудительную
силу к достижению желаемого. Например, для привлечения денег в современной
магии рекомендуется вечером того дня, когда набралось 10 сэкономленных монет по
1 рублю, зажечь две свечи, между ними поставить стеклянный сосуд и, наполняя
его освященной(!) водой, приговаривать: «Пусть
наполнятся карманы, деньги пусть придут в мой дом так же скоро, как сосуд
наполняю я водой» (заклинания часто произносятся в рифму). Затем берут монеты
по одной и, бросая их в воду, читают заклинание по одной фразе на каждую
монету: «Желаю здоровья. Желаю успеха. Желаю счастья. Желаю богатства. Желаю золота.
Желаю серебра. Желаю изобилия. Желаю помощи. Желаю, чтобы деньги пришли в мою
жизнь. Я желаю этого, так тому и быть». Свечи оставляют догорать, а утром
окропляют водой из сосуда углы своего жилья и оставшуюся воду выливают на
порог.
Приведенный
пример заклинания ясно показывает, что в магии все основано на принципе «да
будет воля моя», «да исполнится моя воля посредством заклинаний и магических
действий». В молитве же все основано на принципе, который выразил Христос
в Гефсиманском молении: «Не Моя воля, но Твоя да будет»
(Лк. 22: 42). В заклинании маг верит в достижение желаемого: «я
выполнил ритуал – и я получу желаемое». В молитве же христианин верит Богу,
Который может подать просимое, если это полезно душе просящего.
Итак,
в магических заклинаниях человек пытается максимально удовлетворить себе,
своим страстям и приземленным потребностям, а в молитве человек стремится
осуществить в личной жизни то, что соответствует Божиему Промыслу. Промысл же
Божий ищет в человеке максимального раскрытия добра и соответственно доброго
отношения ко всем остальным людям. Не земной прибыток или беспечальная жизнь
ставятся главной целью в молитве. В конце концов, даже не важно, подаст ли
Господь человеку что-то земное по его молитве – важной является сама молитва
как общение с Богом. Об этом хорошо писал преподобный
Иоанн Лествичник: «Долго
пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое
пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего –
прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним».
Кроме
того, в заклинаниях вообще не важно, насколько чисто сердце человека, главное –
точно воспроизводить магические действия и внутренне настраиваться на
достижение желаемого. В молитве же все зависит от того, что содержится в сердце
молящегося, насколько он внимательно, нерассеянно молится. Поэтому молитва
предполагает нравственное усилие, преодоление в себе греховных движений и той
лености, которая парализует душу на ее пути к Богу. Святитель
Феофан Затворник писал: «Ревнуя
о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца или на впечатление
в нем истинно христианских чувств и расположений… Ибо чего нет в сердце, того и
на деле нет. Если нет веры в сердце, то ее совсем нет, хотя бы кто писался
православным. Если нет воздыханий в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто воздух
колебал или бил себя в перси. Если нет страха Божия в сердце, нет его и совсем,
хотя бы кто видом казался исполненным благоговения. Если нет чистоты и
отрешенности в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не
имел из благ мира. Если не бывает человек сердцем в храме, нет его здесь и
совсем, хотя бы он тут стоял телом. Так, все надо совершать сердцем. Сердцем
любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать,
сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять и прочее и прочее…
Ибо каков кто в сердце, таковым зрит его Бог с высоты Своего престола и
соответственно тому принимает его».
Все
только что сказанное подводит к объяснению, почему некоторые оккультисты
используют вполне церковные молитвы. Тексты-то употребляются церковные, а идея
произнесения их – оккультная! Для самого мага, даже если произносится молитва,
она собственно молитвой уже не является, а только заклинанием, в котором он вовсе
и не обращается к Богу, так как считает, что само произнесение затронет нужные
невидимые нити. Для оккультиста молитва есть лишь магическая формула, вид
словесной энергии, действующей в силу самого произнесения. Не от Бога ожидается
ответ – маг не способен благоговейно обратиться к Богу, – а эффект ожидается от
словесной формулы самой по себе, от заключенной в ней, по мнению мага, энергии.
Поскольку же, при бессмысленном повторении слов молитвы, нет живого обращения к
Богу, этого человека легко искушают демоны, которые дают ему особые чувства,
эмоции и создают видимость эффекта от оккультного употребления молитв.
В
заключение вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Будем
искать спасения не каким-нибудь образом и избавления от бедствий не как бы то
ни было, но от Бога. Говорю это к тем, которые во время болезней употребляют
заклинания и прибегают к другим чародействам для облегчения болезни. Это значит
искать себе не спасения, а погибели, потому что величайшее спасение есть то,
которое получается от Бога».
Валерий
ДУХАНИН
Источник:
www.pravoslavie.ru
|