ХУДОЖНИК ВЕРЕЩАГИН В КАЗАХСТАНЕ Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Илья Репин Когда мы
произносим словосочетание - «художник Верещагин», в нашем представлении возникает
образ человека, способного претворять действительность в запоминающиеся
картины. Через художника прошли токи эпохи, токи высокого духовного напряжения. Верещагин был
причастен ко всем радостям и болям своего времени (вторая половина XIX века), представлял своим творчеством демократический реализм, изменил
содержание батальной живописи, обличая варварскую сущность захватнических войн.
Свои картины он посвящал трудностям, которые переживает народ, если характер
войн освободительный.  Детство Василия Васильевича Верещагина, родившегося I4(26)
октября 1842 года в г. Череповце Новгородской губернии, прошло в деревне
Петровка, принадлежавшей его отцу-помещику, Подобно многим деятелям русской
культуры, он с раннего возраста наблюдал жизнь крестьян и дикий произвол
крепостников. Юный Верещагин проникся глубоким уважением и состраданием к
простому народу, задумывался о его судьбе, роли в истории государства
Российского. Таковы истоки его демократизма. Родители, мечтавшие видеть дорогое чадо блестящим
морским офицером, с восьми лет отдали Василия в Малолетний кадетский корпус, а
с 1853 г. в Петербургский кадетский корпус. Находясь на старших курсах,
Верещагин начал посещать Петербургскую рисовальную школу, проявив незаурядные
способности. В I860г., после окончания морского корпуса, он
отказывается от военной карьеры в пользу живописи. Осенью того же года
приступает к занятиям в Академии художеств. Но, разочаровавшись в академической
системе преподавания, бросил учебу. Совершил поездку на Кавказ, где усиленно
занимался натурными зарисовками, наблюдая живую действительность, и
самостоятельно пополняет свои знания. Свободолюбие, независимость суждений и
поступков, интерес к простым людям и страсть к путешествиям - вот что питало
его творческую натуру. Затем успешно учится в парижской школе изящных искусств
в студии Жерома, где оттачивает грани самобытного таланта. В І867 г. Верещагин впервые оказывается в Средней
Азии, непосредственно в Туркестане, получив приглашение сопровождать в качестве
художника - командующего войсками Туркестанского военного округа К.Кауфмана.
Именно здесь, в Туркестанских путешествиях (а их было два - в 1867–1870 гг.)
определились основные направления дарования художника. Двадцатипятилетний Верещагин впервые увидел войну.
Он и сам принял участие в военных действиях (за участие в обороне самаркандской
крепости от войск бухарского эмира был награжден Георгиевским крестом 4-ой
степени). Впечатления Верещагин отобразил не только на холстах, но и на бумаге.
Средняя Азия и Казахстан явились для него школой творчества, здесь он,
командированный в Семиреченскую и Сыр-Дарьинскую области для этнографических
исследований, сформировался как писатель. «Я представлял себе.., что война - это своего рода
парад, с музыкой и развевающимися султанами...» Увы, Верещагин оказался
свидетелем того, что война носила совершенно иной характер... У казаков, поивших коней, внезапно напавший
неприятель срубил головы и содрал кожу. Опять же на глазах художника - солдат,
которому пуля попала в бок, выпустил из рук оружие и закружился в предсмертной
агонии, крича: «Ой, братцы, убили меня, ой, убили!.» В картине «Смертельно
раненный» (1873г.) таким Верещагин его и изобразил. А потом еще сделает запись:
«Взгляды умиравших остаются памятными на всю жизнь!» И так будет всегда. На холсте и на бумаге, красками
и чернилами, в картине или в письмах к друзьям, в «Листках из записной книжки»,
в статьях и очерках, публикуемых в периодическом издании «Новости и Биржевая
газета» или журнале «Сияние», Верещагин будет верен своим принципам. Правдиво
отобразит или опишет то, что он наблюдал в путешествиях по Туркестану, Индии,
на Филиппинах, а в 1902 году - дважды посещая далекую Кубу. Кстати, именно живопись Верещагина привела апостола
кубинской свободы - Хосе Марти к такой мысли: «Когда нет свободы, единственное
оправдание искусства и его единственное право на существование - в служении
свободе! Все в огонь, вплоть до искусства, лишь бы разжечь пламя свободы!» Верещагин одним из первых русских баталистов понял
войну, как трагедию простого народа и, сам беззаветно храбрый, кавалер
Георгиевского креста, стал бороться против захватнической войны. Он пишет
картину огромной взрывной силы, на раме которой начертал – «Посвящается всем
великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Картина «Апофеоз войны»
изображала пирамиду из черепов, написана она была после впечатлившей встречи
художника с молодым ученым, только-только вернувшимся из опасного путешествия в
Кашгар - Чоканом Валихановым. Художник Верещагин показал в своих картинах кровь,
страдания, смерти. Раскрывал образ главного героя и решающей силы войны -
простого солдата. Во многих воспоминаниях современников он и сам не раз
признавался, что плакал, когда писал свои картины. Слезы затрудняли работу, и
много раз он давал себе зарок: «Больше батальных картин писать не буду - баста!
Я слишком близко принимая к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе
каждого раненого и убитого». Но батальные картины он продолжал писать. И как
участник Туркестанской, а затем и русско-турецкой военных кампаний, когда
Верещагин совсем не довольствовался единичными полотнами, он создал серии. «Бил
войну, - по выражению друга и критика Стасова, - не единичными выстрелами, а
стрелял целыми обоймами.» Много путешествуя, Верещагин показывал в своих
картинах жизнь Средней Азии в ее разнообразных проявлениях. С большим
мастерством он передал характерный казахстанский пейзаж: прожженную знойным
солнцем степь с верблюдами и горы… Такова картина «Горы, окружающие Лепсинскую
долину». Хдожник-баталист, после взятия Туркестана, часами
просиживал перед прекрасным зданием Мавзолея. Резная дверь мазара потом
кочевала из одной его картины в другую. Она узнаваема в полотне «У дверей
Тамерлана. 1871-1872». В обрамлении архитектуры сказочной красоты, мы видим
слуг Тамерлана, сторожащих высокие двери властителя, призывающих мусульман к
«священной» войне против неверных. Или взять картину, на которой изобличается позорная
продажа маленького мальчика. Кем он станет - этот ребенок? Будет ли согревать
постель нового хозяина или сгорит в непосильных трудах, неся бремя раба при
дворе восточного деспота? Как знать, сила кисти художника как раз в том, что в
«Продаже ребенка-невольника», в 1872 г. он первым поднял тему защиты детей от
произвола взрослых. 
В Самарканде художнику довелось пережить восстание.
Весь гарнизон солдат начал оказывать сопротивление. В строй встали даже
раненые. Верещагин поднял чью-то берданку и вместе с другими стал
отстреливаться. Вопреки своему желанию, при великой и очевидной опасности, он
вынужден был принять участие в обороне. Восемь суток подряд самаркандский
гарнизон оборонялся и днем, и ночью, ведя борьбу с силами противника, которые
превышали в десять раз число оборонявшихся. Были моменты, когда Верещагин
заменял выбывшего из строя офицера, принимал команду, водил солдат в
контратаку. Дивясь храбрости художника, солдаты полюбили его и прозвали -
«господин Выручагин». Да, он действительно в минуты крайней опасности выручал
солдатушек. А в минуты затишья, возьмет карандаш и напишет в своей записной
книжке: «В войне лишь десять процентов победы, а остальное – страшные увечья,
голод, жестокость, отчаяние, смерть…» Туркестанская серия картин была в основном посвящена
показу «варварства» среднеазиатских народов, прозябающих под игом своих
властителей. Побыв в Верном, художник съездил в Китай, где опасное путешествие
принесло досаду – ранен пикой в голову. Впечатления от поездок по Семиречью
легли в основу сюжетов новых полотен «Забытый» и «Богатый казах-охотник с
соколом, 1871г.» (на снимке в центре), а
также зарисовки песчаной горы Алтынэмель. Память о художнике В.В.Верещагине хранит
Хоргос-Алмалык и Веригина гора в Кок-Тюбе (Алматы). В 1874 г. в Мюнхене был отпечатан альбом с
репродукциями картин Верещагина, в том числе знаменитая туркестанская серия. И
вот тут-то началась полоса гонений и непонимания художника. Выставки картин Василия Верещагина привлекли
огромное число посетителей. И в России, и за границей, Верещагин добился
снижения входной платы, а то и устраивал бесплатные дни. Выставки посещал
простотой народ. Его картины, написанные реалистическим языком, показали
правду, и она была нужна и понятна всем: от неграмотного крестьянина до главы
передвижников Крамского, который видел в художнике-баталисте «явление, высоко
поднимающее дух русского человека». На одной из выставок Верещагин познакомился со
студентом, который вручил художнику поэтическое посвящение. Растроганный
Верещагин сказал: «Какими хорошими словами выразили все то, что я думал,
создавая картины «Нападают врасплох» и «Окружили». Он попросил автора подписать
стихотворение. Студент достал из записной книжки карандаш и расписался:
«Всеволод Гаршин». А вот непосредственный начальник Верещагина в
Семиречье и Туркестане - К.Кауфман в тесном офицерском кругу возмущался: «Что
это – искусство или бунтарство?». Мятежное художественное обличие Верещагина
вызывало злобу у могущественных врагов. С полной наглядностью проявилось это на выставке
туркестанских картин в Петербурге в 1874 году. Царь Александр II и его
окружение сочли три картины художника порочащими честь русской армии,
оскорбительными для Родины и клеветническими («Забытый», «Окружили»,
«Преследуют» и «У крепостной стены. Вош- ли!»), такие же обвинения содержались и в некоторых
газетах и журналах. Определенным кругам картины Верещагина представлялись
выражением бунта, нигилизма, национального предательства. Александр II видел в художнике личного
врага. Потрясенный таким отношением к его творчеству, Верещагин сжег три свои
картины, вызвавшие особенные нападки. Теперь мы знаем, что прусский атташе
Вердер советовал царю уничтожить картины Верещагина. А вот фельдмаршал Мольтке
запретил прусским офицерам и солдатам посещать выставки антивоенных картин.
Кардинал Гангльбауэр организовал в Вене крестный ход, чтобы «очистить» столицу
от повидавших «кощунственные» картины. Вчитываясь в строчки писем художника, убеждаешься,
насколько был высок духовный облик и характер мастера, насколько это был
человек - не лишенный чувства гражданского долга, пламенный гуманист, которому
были присущи доходящие до щепетильности чувства чести, прямота и сильная воля.
Да, он ссорился и разрывал отношения даже с близкими людьми – Стасовым,
Крамским, Третьяковым, Собко и другими. Объяснить же это можно лишь
сверхмерной психологической и
нравственной нагрузкой, которая выпала на его долю и основательно расшатала
здоровье. Однако творчество Верещагина, его замечательные
полотна раскрыли миллионам зрителей глаза на то, что же такое война. «Русский художник – новатор… Это человек полный
страсти и красок, рычащий и воркующий, искренний и могучий…» - писал
восторженный кубинец Хосе Марти в статье 13 января 1889 г., после посещения
выставки картин Верещагина в Нью-Йорке. Картины русского художника-баталиста гибли в боях,
как солдаты. Их прятали в запасниках музеев и галерей, найденные обливали
кислотой, а ему самому грозили расправой... Но Верещагин несмотря, ни на что,
писал и писал... Целых 17 лет, последних лет своей жизни, он посвятил
теме войны 1812 года с Наполеоном. Ограничимся коротким замечанием, что
Верещагин изобразил Наполеона палачом и захватчиком, идущим в России по трупам
русских и отступавшим по трупам соотечественников. Что ни картина этого цикла,
то памятник мужеству, доблести, героизму и свободолюбию русского народа. На склоне лет Верещагин осуществил путешествие в Японию
и поездки на север России. Когда же началась русско-японская война 1904 г., он поехал на театр военных действий. Художник был
рядом с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск» ...Минный офицер Иениш, один из немногих, спасшихся
от взрыва флагманского броненосца, вспоминал: вынырнув из воды, я увидел, что
винт «Петропавловска» бессмысленно вращается на задранной в воздухе корме. На
самом свесе, среди матросов, стоит в расстегнутом пальто художник Верещагин.
Прогремел еще один взрыв. Сорвавшаяся со спардека стальная стрела для подъема
шлюпок страшным ударом смела с кормы группу людей. Так погибли адмирал Макаров,
художник Верещагин, и случилось это роковое событие 31 марта 1904 года. Он погиб на боевом посту. За минуту до взрыва и
дальнейшей трагедии с броненосцем «Петропавловск», его видели зарисовывающим
что-то в альбом... Андрей БЕРЕЗИН
|